Главная

 

Многие родители и дети считают, что почерк – это не так уж и важно, что это вообще индивидуальная особенность человека и придираться к нему нельзя. Главное не КАК, а ЧТО написано. А потому и жалуются, что учитель снижает оценку за плохой почерк или грязь в тетради. Так ли это?

Каждый педагог, выставляя ребенку отметку за письменную работу, руководствуется определенными критериями, в которых нет пункта «красивый почерк» или «плохой почерк». Однако есть множество правил правописания, нарушение которых может вылиться в ошибку.

Например, правила соединения букв. В начальных классах этому учат всех детей, но не все считают нужным соблюдать требования. К сведению: есть понятие верхнего и нижнего соединения букв. Так вот, если ребенок букву О соединяет с буквой М не снизу, а сверху с помощью огромной петли, то из О получается А, а слово «кОмар» превращается в «кАмар». Вот и минус балл. И это вовсе не за почерк, а за орфографическую ошибку.

Еще одна разновидность нарушения правописания – неправильное написание буквы. К примеру, прописная А у некоторых детей может легко превратиться в Ы или И, потому что они приделывают ей дополнительный элемент или недописывают овал. Так легко «пАровоз» может стать «пЫровозом».

Также недописанная буква, к примеру, А на конце слова становится буквой О, и слово «сначалА» трансформируется в «сначалО». Ошибка! А если в слове рядом оказываются буквы И, М, Ш, Л, Н, то слово становится нечитаемым – это просто забор из закорючек. Нечитаемое слово – ошибка.

Еще одна, казалось бы, не слишком важная деталь – это красная строка в начале абзаца. По правилам правописания, нет красной строки – нет абзаца. А если не выделен абзац – это нарушение делимости текста, а следовательно, логическая ошибка.

Невнимательность при письме также чревата ошибками. Пишет ребенок текст, пропускает всего-навсего один предлог, и вместо «иду в школу» у него получается «иду школу». Этот пропуск – нарушение связи между словами – грамматическая ошибка.

Теперь о грязи в тетради. Грязь – это не что иное, как исправление и зачеркивание. По тем же критериям, которыми пользуются учителя при оценивании, за пять и более зачеркиваний оценка снижается на балл. Почему? Если ученик много зачеркивает, значит, он не уверен в правильности написания, пишет наобум. Сейчас многие дети, чтобы избежать так называемой «грязи», используют корректоры (специальную бедую замазку). Но надо понимать, что на экзамене никакой замазкой пользоваться нельзя, поэтому и приучать себя к ней не стоит.

Это лишь некоторые примеры. На самом деле нарушений правил правописания намного больше. Поэтому, если учитель снижает оценку, то, скорее всего, не за плохой почерк или грязь в тетради, а за то, что неверное написание понимается и трактуется им как ошибка. Предвижу возражения: учитель ведь знает, какой почерк у ребенка, как он пишет ту или иную букву, и должен понимать, что это не ошибка, а просто такая манера письма. Согласна, учитель знает. Но эксперты, которые будут проверять работу ученика на ОГЭ или ЕГЭ этого знать не обязаны. Они руководствуются нормами правописания.

Так что не стоит упрекать учителя за то, что он якобы придирается к почерку. Он добивается от ученика не красивого, а разборчивого написания, чтобы в дальнейшем оградить его от неприятностей на экзаменах.